Родителям





Ребёнок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце,
так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.                                                                                             Сухомлинский В.А.

Письмо-обращение детей разных времен и народов
к своим родителям
·          Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего, о чем прошу. Я просто проверяю вас.
·          Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.
·          Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила — это все, что имеет значение. С большой готовностью я восприму ваше руководство мной.
·          Не будьте непоследовательны. Это сбивает меня с толку и заставляет «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.
·          Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.
·          Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю и делаю вещи, которые огорчают вас. В противном случае я снова буду пытаться добиться такой «победы».
·          Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне.
·          Не заставляйте меня чувствовать себя малышом. Я компенсирую это тем, что буду себя вести так, как будто я — «центр Вселенной».
·          Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.
·          Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.
·          Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я все равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу.
·          Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, — это преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.
·          Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придется притвориться глухим, чтобы как-то защититься.
·          Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Я действительно не смогу ничего объяснить. Если вы сможете это понять, я попытаюсь сам себе и вам все объяснить, но на это надо время.
·          Не испытывайте слишком сильно мою честность. Меня легко испугать, при этом я начинаю врать.
·          Не забудьте, что я развиваюсь, а значит, экспериментирую. Таким образом я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим. Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.
·          Не обращайте внимания на мои маленькие недомогания. Я могу научиться получать удовольствие от своего плохого здоровья, если благодаря ему я буду в центре вашего внимания.
·          Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы. В противном случае вы обнаружите, что я перестал вас спрашивать и ищу интересующую меня информацию там, где мне ее предлагают.
·          Не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы. Я просто хочу обратить на себя ваше внимание.
·          Никогда не считайте, что извиниться передо мной — ниже вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня по отношению к вам удивительно теплые чувства.
·          Никогда не утверждайте, что вы совершенны и непогрешимы. Иначе мне придется быть достойным слишком многого, а так не хочется утверждаться в обратном.
·          Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.
·          Не позволяйте моим страхам возбуждать в вас тревогу. В противном случае я действительно испугаюсь. Демонстрируйте мне ваше мужество и собственную храбрость.
·          Не забывайте, что мне нужны ваше понимание и поддержка. Я думаю, что вы и без меня это знаете.
·          Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже очень хочу быть вашим лучшим другом.
·          Не забывайте, ваши добрые мысли и теплые пожелания, которые вы дарите мне щедро каждый день, если не сейчас, то через годы вернутся к вам сторицей.
Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете.
Это чудо я, ВАШ РЕБЕНОК.




Памятка
«Хотите, чтобы Ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?»
         1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей  в присутствии детей.
         2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
         3. Вспомните сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?
         4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.
         5. Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. НЕвыспавшийся ребенок на уроке – грустное зрелище.
          6. Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
         7. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
         8. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
         9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
         10. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.
(Учительская газета. 1988 )




Правила семейного воспитания.

1. ПОВЫШАЙТЕ САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА:

ОТНОСИТЕСЬ К РЕБЕНКУ КАК К АБСОЛЮТНО САМОДОСТАТОЧНОЙ ЛИЧНОСТИ, УВАЖАЙТЕ ЕГО. ВАШ ТОН И СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ ДОЛЖНЫ УБЕЖДАТЬ ЕГО, ЧТО ОН - ЦЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ, ПОЛНОЦЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК, ПОЭТОМУ С НИМ РАЗГОВАРИВАЮТ УВАЖИТЕЛЬНО, БЕЗ УНИЖЕНИЙ И ОСКОРБЛЕНИЙ;

- ПРОЯВЛЯЙТЕ ЛЮБОВЬ В ОТНОШЕНИЯХ С РЕБЕНКОМ, КАК МОЖНО ПОНЯТНЕЕ ОБЪЯСНЯЙТЕ РЕБЕНКУ, ЧЕГО ОТ НЕГО ХОТИТЕ;

- ИЗБЕГАЙТЕ СЛОВ «ВСЕГДА» И «НИКОГДА». «ТЫ ВСЕГДА ДУМАЕШЬ ТОЛЬКО О СЕБЕ!» «ТЫ НИКОГДА НЕ ПРИХОДИШЬ С УЛИЦЫ ВОВРЕМЯ» - ПОДОБНЫЕ ФРАЗЫ УБЕЖДАЮТ РЕБЕНКА В НЕУМЕНИИ ВЕСТИ СЕБЯ ИНАЧЕ. ЛУЧШЕ СКАЗАТЬ ТАК: «ИНОГДА Я ЧУВСТВУЮ, ЧТО ТЫ ЗАБЫВАЕШЬ О ДРУГИХ», «Я ЗНАЮ, ЧТО ТЫ ИЗБАВИШЬСЯ ОТ ЭТОЙ ДУРНОЙ ПРИВЫЧКИ И СТАНЕШЬ ВЕЖЛИВЫМ (ВЕЖЛИВОЙ), ХОРОШИМ (ХОРОШЕЙ), ЛЮБЯЩИМ (ЛЮБЯЩЕЙ) МАЛЬЧИКОМ (ДЕВОЧКОЙ), УВАЖАЮЩИМ ДРУГИХ »;

- УЧИТЕ РЕБЕНКА КОМПЕНСИРОВАТЬ ВСЕ ТО, ЧТО УНИЖАЕТ ЕГО ДОСТОИНСТВО. ПОМОГАЙТЕ ЕМУ НАПРАВЛЯТЬ СВОИ УСИЛИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В ТОЙ СФЕРЕ, ГДЕ ОН СИЛЕН – В МУЗЫКЕ, СПОРТЕ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И Т.Д., ЧТОБЫ РЕБЕНОК МОГ, НАПРИМЕР, СКАЗАТЬ СЕБЕ: «ВОЗМОЖНО, Я СЧИТАЮСЬ НЕ ЛУЧШИМ В КЛАССЕ, НО Я ОЧЕНЬ ХОРОШО ПОЮ»;

- ВОСПИТЫВАЙТЕ У РЕБЕНКА УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО РЕБЕНОК, КАК И КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО НА ОШИБКУ.

2. ПРАВИЛЬНО ОТНОСИТЕСЬ К ПОСТУПКАМ РЕБЁНКА:

УЧИТЕ ДЕТЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕННЫЕ ПОСТУПКИ: СЛЕДУЕТ ДАВАТЬ РЕБЕНКУ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОНЯТЬ СОДЕЯННОЕ, ОЦЕНИТЬ ЕГО. ОБСУЖДАЙТЕ ТОЛЬКО ПОСТУПОК И ЕГО РЕЗУЛЬТАТ, А НЕ УНИЖАЙТЕ ДОСТОИНСТВО РЕБЕНКА ИЛИ УКАЗЫВАЙТЕ НА НЕДОСТАТКИ ЛИЧНОСТИ;

- НЕ УПОТРЕБЛЯЙТЕ ОБВИНИТЕЛЬНЫХ ФРАЗ ВРОДЕ: «ТЫ НАДОЕЛ!», «ЗАЧЕМ ТЫ ОПЯТЬ ЭТО СДЕЛАЛ?». ЗАТО УПОТРЕБЛЯТЬ ФРАЗЫ, ИЗ КОТОРЫХ СЛЕДУЕТ ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ПОСТУПКУ, А НЕ К РЕБЕНКУ: «МНЕ НЕПРИЯТНО, КОГДА ТЫ СО МНОЙ ТАК РАЗГОВАРИВАЕШЬ» «МНЕ БОЛЬНО, КОГДА СОСЕДИ (УЧИТЕЛЬ, ОДНОКЛАССНИКИ) ЖАЛУЮТСЯ НА ТЕБЯ»;

- ТОН, КОТОРЫМ ПРОВОЗГЛАШАЕТСЯ ТРЕБОВАНИЕ ИЛИ ЗАПРЕТ, ДОЛЖЕН БЫТЬ СКОРЕЕ ДРУЖЕСТВЕННЫМ, ОБЪЯСНЯЮЩИМ, ЧЕМ ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ;

- ОЦЕНИВАЙТЕ НЕ ТОЛЬКО ПОСТУПКИ, НО И ИХ МОТИВЫ;

- НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ БЕЗ ВНИМАНИЯ ПРАВИЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ РЕБЕНКА: ОНИ ЗАСЛУЖИВАЮТ ОДОБРЕНИЯ.

3. ВЗВЕШЕННО ОТНОСИТЕСЬ К НАКАЗАНИЮ РЕБЕНКА:

- ПРЕЖДЕ ЧЕМ НАКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКА, ВСЕГДА ВЫСЛУШАЙТЕ ЕГО ОБЪЯСНЕНИЯ ПО ПОВОДУ СЛУЧИВШЕГОСЯ, И СТАРАЙТЕСЬ ПОНЯТЬ, А ПОТОМ ОЦЕНИВАТЬ ЕГО ПОСТУПОК;

- НАКАЗАНИЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЧРЕЗМЕРНЫМ И СЛИШКОМ ДЛИТЕЛЬНЫМ ПО ВРЕМЕНИ;

- НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЖЕСТОКИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ НАКАЗАНИЯ;

- ОБЪЯСНЯЙТЕ РЕБЕНКУ, ЗА ЧТО ЕГО НАКАЗАЛИ, ЧТОБЫ ОН ПОНИМАЛ ПОСЛЕДСТВИЯ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ;

- ДАВАЙТЕ РЕБЕНКУ ПОНЯТЬ, ЧТО ВЫ ЕГО ЛЮБИТЕ, ЧТО ВАС НЕ УСТРАИВАЕТ НЕ ОН САМ, А ЕГО ПОВЕДЕНИЕ.

4. УСТАНАВЛИВАЙТЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ВСЕМИ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ:

НЕ ДОПУСКАЙТЕ АВТОРИТАРНОГО СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ, СОБСТВЕННОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ЗА СЧЕТ РЕБЕНКА, ГИПЕРОПЕКИ И, НАОБОРОТ, ГИПЕРПРОТЕКЦИИ И ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ;

- НЕ ПЕРЕНОСИТЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ ВЗРОСЛЫХ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РЕБЕНКОМ;

- ПРИЗНАВАЙТЕ СОБСТВЕННЫЕ ОШИБКИ В ВОСПИТАНИИ И СООТВЕТСТВЕННО ПЕРЕСТРАИВАЙТЕ СВОИ ОТНОШЕНИЯ С РЕБЕНКОМ;

- ОТНОСИТЕСЬ К РЕБЕНКУ КАК К ПОЛНОПРАВНОМУ ЧЛЕНУ СЕМЬИ СО СВОИМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ И ПРАВАМИ;

- РАЗВИВАЙТЕ ДЕТСКУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ВОСПИТЫВАЙТЕ У РЕБЕНКА УМЕНИЕ ЗАБОТИТЬСЯ О ДРУГИХ;

- ДАРИТЕ РЕБЕНКУ ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ ПОДАРКИ И УСТРАИВАЙТЕ ПРАЗДНИКИ, ПОСКОЛЬКУ ИМЕННО ОТ ЭТОГО ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЛУЧАЮТ БОЛЬШЕ РАДОСТИ;

- ВСЕГДА РАЗГОВАРИВАЙТЕ С РЕБЕНКОМ ИСКРЕННЕ, ОТКРОВЕННО, ПОДАВАЙТЕ ИНФОРМАЦИЮ ДОСТУПНО ДЛЯ НЕГО. НЕЛЬЗЯ ОБМАНЫВАТЬ РЕБЕНКА, ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ОН ЕЩЕ МАЛ, А ЗНАЧИТ, НЕ В СОСТОЯНИИ ПОНЯТЬ ЧТО-ТО;

- ИЗБЕГАЙТЕ ПУСТЫХ ОБЕЩАНИЙ: СВОИ ОБЕЩАНИЯ РЕБЕНКУ НУЖНО ВЫПОЛНЯТЬ;

- ВСЕГДА ЭМОЦИОНАЛЬНО ПОДДЕРЖИВАЙТЕ РЕБЕНКА;

- УЧИТЕ РЕБЕНКА ВЫРАЖАТЬ СВОЙ ГНЕВ, ВЕДЬ НЕВЫПУСКАНИЕ НАРУЖУ ЧУВСТВА АГРЕССИИ МОЖЕТ НАНЕСТИ УЩЕРБ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА И ПРИВЕСТИ К РАЗЛИЧНЫМ БОЛЕЗНЕННЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ - ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМ (БОЛЬ В ЖИВОТЕ, ПОВЫШЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ И Т.П.). ПОЭТОМУ РЕБЕНКА НУЖНО УЧИТЬ ЦИВИЛИЗОВАННО ВЫРАЖАТЬ СВОИ ЧУВСТВА ПРОТЕСТА, НЕСОГЛАСИЯ, РАЗДРАЖЕНИЯ, ЗЛОБЫ, РАВНО КАК И ЧУВСТВО ВИНЫ, СТЫДА, ГОРЯ, РАДОСТИ.


 

О ЧЁМ НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ 

 

1. ИЗБЕГАЙТЕ ЧРЕЗМЕРНЫХ ТРЕБОВАНИЙ. НЕ СПРАШИВАЙТЕ С РЕБЕНКА ВСЕ И СРАЗУ. ВАШИ ТРЕБОВАНИЯ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ЕГО НАВЫКОВ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО ТАКИЕ ВАЖНЫЕ И НУЖНЫЕ КАЧЕСТВА, КАК ПРИЛЕЖАНИЕ, АККУРАТНОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕ ФОРМИРУЮТСЯ СРАЗУ.

РЕБЕНОК ПОКА ЕЩЁ ТОЛЬКО УЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ И ОРГАНИЗОВЫВАТЬ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. НЕ ПУГАЙТЕ РЕБЕНКА ТРУДНОСТЯМИ И НЕУДАЧАМИ В ШКОЛЕ, ЧТОБЫ НЕ ВОСПИТАТЬ В НЕМ НЕНУЖНУЮ НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ.
    2. ПРЕДОСТАВЬТЕ РЕБЕНКУ ПРАВО НА ОШИБКУ. КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ ОШИБАЕТСЯ, И РЕБЕНОК ЗДЕСЬ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ИСКЛЮЧЕНИЕМ. 

ВАЖНО, ЧТОБЫ ОН НЕ БОЯЛСЯ ОШИБОК, А УМЕЛ ИХ ИСПРАВИТЬ. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ У РЕБЕНКА СФОРМИРУЕТСЯ УБЕЖДЕНИЕ, ЧТО ОН НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ.  
    3. ПОМОГАЯ РЕБЕНКУ ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЕ, НЕ ВМЕШИВАЙТЕСЬ ВО ВСЕ, ЧТО ОН ДЕЛАЕТ. ДАЙТЕ ЕМУ ВОЗМОЖНОСТЬ ДОБИТЬСЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО.
    4. ПРИУЧАЙТЕ РЕБЕНКА СОДЕРЖАТЬ В ПОРЯДКЕ СВОИ ВЕЩИ И ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. 
    5. ХОРОШИЕ МАНЕРЫ РЕБЕНКА — ЗЕРКАЛО СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ. 
«СПАСИБО», «ИЗВИНИТЕ», «МОЖНО ЛИ МНЕ...», ОБРАЩЕНИЕ К ВЗРОСЛОМУ НА «ВЫ», ДОЛЖНЫ ВОЙТИ В РЕЧЬ РЕБЕНКА ДО ШКОЛЫ. УЧИТЕ РЕБЕНКА БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМ И СПОКОЙНЫМ В ОБРАЩЕНИИ И ОТНОШЕНИИ К ЛЮДЯМ (И ВЗРОСЛЫМ, И ДЕТЯМ). 
    6. ПРИУЧАЙТЕ РЕБЕНКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В БЫТУ И НАВЫКАМ САМООБСЛУЖИВАНИЯ.
ЧЕМ БОЛЬШЕ РЕБЕНОК МОЖЕТ ДЕЛАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ТЕМ БОЛЕЕ ВЗРОСЛЫМ И УВЕРЕННЫМ В СВОИХ СИЛАХ ОН БУДЕТ СЕБЯ ЧУВСТВОВАТЬ. НАУЧИТЕ РЕБЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНО РАЗДЕВАТЬСЯ И ВЕШАТЬ СВОЮ ОДЕЖДУ, ЗАСТЕГИВАТЬ ПУГОВИЦЫ И МОЛНИИ, ЗАВЯЗЫВАТЬ ШНУРКИ, АККУРАТНО ЕСТЬ ИТ.Д.
    7. НЕ ПРОПУСТИТЕ ПЕРВЫЕ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ. ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ НА ЛЮБЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ, ОСОБЕННО ЕСЛИ ПОСЛЕДНИЕ СТАНОВЯТСЯ СИСТЕМАТИЧЕСКИМИ.

 ВСЕ ПРОБЛЕМЫ С УЧЕБОЙ, ПОВЕДЕНИЕМ И ЗДОРОВЬЕМ ГОРАЗДО ПРОЩЕ РЕШИТЬ В САМОМ НАЧАЛЕ. НЕ ЗАКРЫВАЙТЕ ГЛАЗА НА ПРОБЛЕМЫ, ОНИ ВСЕ РАВНО НИКУДА НЕ УЙДУТ САМИ! 
    8. ЧИТАЯ КНИЖКИ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ОБСУЖДАЙТЕ И ПЕРЕСКАЗЫВАЙТЕ ПРОЧИТАННОЕ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ; УЧИТЕ ЕГО ЯСНО ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ. ТОГДА  У РЕБЕНКА НЕ БУДЕТ ПРОБЛЕМ С УСТНЫМИ ОТВЕТАМИ. КОГДА СПРАШИВАЕТЕ ЕГО О ЧЕМ-ЛИБО, НЕ ДОВОЛЬСТВУЙТЕСЬ ОТВЕТОМ «ДА» ИЛИ «НЕТ», УТОЧНЯЙТЕ, ПОЧЕМУ ОН ТАК ДУМАЕТ, ПОМОГАЙТЕ ДОВЕСТИ СВОЮ МЫСЛЬ ДО КОНЦА. ПРИУЧАЙТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО РАССКАЗЫВАТЬ О ПРОИЗОШЕДШИХ СОБЫТИЯХ И АНАЛИЗИРОВАТЬ ИХ.
    9. ОБЯЗАТЕЛЬНО СОБЛЮДАЙТЕ РЕЖИМ ДНЯ И ПРОГУЛОК! ОТ ЭТОГО ЗАВИСИТ ЗДОРОВЬЕ ВАШЕГО РЕБЕНКА, А ЗНАЧИТ И ЕГО СПОСОБНОСТЬ ЛУЧШЕ И ПРОЩЕ УСВАИВАТЬ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ! ЗДОРОВЬЕ – ЭТО БАЗА ДЛЯ ВСЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, ЭТО КОЛИЧЕСТВО ЕГО СИЛ, КОТОРЫЕ ОН МОЖЕТ ПОТРАТИТЬ НЕ ПЕРЕНАПРЯГАЯСЬ, А, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, И БЕЗ РАЗНООБРАЗНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ (НЕУСИДЧИВОСТЬ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, ОБИДЧИВОСТЬ, ЧАСТЫЕ ПРОСТУДНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, СЛЕЗЛИВОСТЬ, ГРУБОСТЬ, ГОЛОВНЫЕ БОЛИ И Т.Д.). ОСОБЕННО ЭТО КАСАЕТСЯ ТЕХ ДЕТЕЙ, У КОТОРЫХ С РОЖДЕНИЯ ПРИСУТСТВУЕТ ПОВЫШЕННАЯ НЕРВНАЯ ВОЗБУДИМОСТЬ, БЫСТРАЯ УТОМЛЯЕМОСТЬ ИЛИ КАКИЕ-ЛИБО НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСЛОЖНЕНИЯ. В ТАКОМ СЛУЧАЕ ПРАВИЛЬНЫЙ И ЧЕТКИЙ РЕЖИМ ДНЯ СТАНОВИТСЯ НЕ ТОЛЬКО ОРГАНИЗУЮЩИМ, НО И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМ СРЕДСТВОМ ПРОТИВ ДАЛЬНЕЙШЕГО ОСЛАБЛЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.  
    10. ОГРАНИЧЬТЕ ВРЕМЯ НАХОЖДЕНИЯ ВАШЕГО РЕБЁНКА ЗА ТЕЛЕВИЗОРОМ И КОМПЬЮТЕРОМ ДО 1 ЧАСА В ДЕНЬ. РОДИТЕЛИ ОШИБОЧНО ПОЛАГАЮТ, ЧТО ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ ПЕРЕД ТЕЛЕВИЗОРОМ И ЗА КОМПЬЮТЕРОМ ЯВЛЯЮТСЯ ОТДЫХОМ ИЛИ РАЗГРУЗКОЙ ПОСЛЕ НАПРЯЖЁННОГО ДНЯ. В ОТЛИЧИЕ ОТ ВЗРОСЛЫХ, ОБА ЭТИХ ЗАНЯТИЯ ДЕЙСТВУЮТ ВОЗБУЖДАЮЩЕ НА НЕОКРЕПШУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ РЕБЁНКА, В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, ПРОВОЦИРУЯ ПОВЫШЕННУЮ УТОМЛЯЕМОСТЬ, ДВИГАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ, ПЕРЕВОЗБУЖДЕНИЕ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ И ДР.

 





                             Памятка родителям
"Работа за компьютером младшего школьника без вреда для здоровья"

Родители, внимание!

           Главное - чувство меры! Ведь недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное – ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером.
 Если быть более конкретным, то ребёнок 6-7 лет без вреда для здоровья может проводить за компьютером не более 15 минут!  Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей – время занятий должно быть определено вами сразу. Малышам сидеть за компьютером, желательно, не каждый день. В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям – большая нагрузка на зрение. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом. Поэтому, настройте яркость и контрастность компьютера так, чтобы глазам малыша было комфортно, а на «рабочий стол» установите картинку спокойных цветов. Также, желательно, чтобы частота обновления экрана на вашем компьютере была максимальной (100 и более герц), особенно если у вас не жидкокристаллический монитор. Очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз. Если вы всё же чувствуете, что, несмотря на все меры предосторожности, ваш ребенок устает при работе за компьютером, то в первую очередь проверяйте правильность организации рабочего места.

Основные правила при работе за компьютером.
1. Работать за компьютерами необходимо с хорошо освещенным рабочим столом.
2. Проводить за компьютером не более трех часов в день.
3. Каждые 15 минут делать гимнастику для глаз.
4. Каждый час вставать из-за компьютера и делать комплекс упражнений для рук и позвоночника.
5. Обязательно чередовать работу за компьютером с прогулкой на свежем воздухе.
6. Лучше всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука.

Гимнастика для глаз

1. На счет 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх – вправо – вниз - влево и в обратную сторону: вверх – влево – вниз - вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
5. Не поворачивая головы, закрытыми глазами "посмотреть" направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
6. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Гимнастика для кистей рук

1. Поднять руки вверх и с усилием сжимать в кулак и разжимать пальцы. Потрясти в воздухе расслабленными кистями, постепенно поднимая их в стороны и вверх.
2. Соединить ладони вместе перед грудью, с напряжением нажимая на концы пальцев, наклонять кисти рук то вправо, то влево.
3. Вытянуть руки вперед и производить вращательные движения кистями в стороны и внутрь.
4. При полусогнутых руках с силой сжимать и разжимать пальцы рук.
5. Потрясти расслабленными кистями в воздухе, поднимая руки вверх и опуская вниз. Все движения повторяются 5—6 раз.

Комплексы упражнений для позвоночника

Приступая к выполнению оздоровительных упражнений, следует руководствоваться следующими правилами:

- первое - не прилагайте резких усилий к потерявшим гибкость участкам позвоночника;

- второе - выполняйте упражнения, соизмеряя нагрузки со своими физическими возможностями; если почувствуете боль или утомление, прекратите на время занятия, не переутомляйтесь;

- третье - не стремитесь выполнять упражнения с максимальной амплитудой движения.

Упражнение 1. Растяжение шеи и верхней части спины.
- Встаньте, примите правильную осанку (голова, туловище и бедра расположены на одной прямой линии, грудная клетка выдвинута вперед и вверх, живот плоский, спина нормально изогнута), поставьте ноги на ширину ступни, расслабьте мускулы.
- Сомкните руки за головой, наклоните голову вперед, а затем попытайтесь вернуть ее в исходное положение, оказывая сопротивление руками. Делайте это в течение 6 с, считая про себя: «Одна тысяча один, одна тысяча два,..., одна тысяча шесть».
- Повторите упражнение, держа голову прямо, а затем откинув ее назад как можно дальше. Вытягивайте шею в каждом направлении как можно сильнее.

Упражнение 2. Укрепление и растяжение спины. Это упражнение очень эффективно, когда вы чувствуете усталость в спине.
- Встаньте прямо, ноги на ширине ступни, поднимитесь на носки и вытяните вверх руки, затем расслабьтесь.
- Нагнитесь, положите ладони на ноги позади колен, втяните живот и попытайтесь напрячь спину, сопротивляясь руками этому напряжению. Держите это положение в течение 6 с, считая: «Одна тысяча один,..., одна тысяча шесть», затем расслабьтесь,... напрягитесь, ... расслабьтесь.

Упражнение 3. Вращение головой для укрепления верхней части спины.
Упражнение способствует снятию напряжения шейной мускулатуры и растяжению шейных позвонков.
- Встаньте прямо, не напрягаясь.
- Опустите подбородок на грудь и поворачивайте голову так, чтобы ухо коснулось плеча, затылок - спины, другое ухо - второго плеча, подбородок - груди. Делайте это медленно, растягивая шейные мускулы и позвонки.
- Вращайте голову 20 раз в одну сторону и столько же раз в другую.

Упражнение 4. Укрепление всего позвоночника.
- Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены и совершенно расслаблены.
- Поворачивайтесь всем телом то в одну, то в другую сторону, стараясь заглянуть через плечо как можно дальше, руки вялые и двигаются вслед за телом совершенно свободно.

Упражнение 5. Укрепление верхней части позвоночника.
- Встаньте прямо, ноги вместе или слегка расставлены.
- Поднимите плечи как можно выше и плавно отводите их назад, а затем вперед как можно дальше. Повторите это упражнение 15 раз.
- После небольшой паузы сделайте эти же движения 15 раз в обратном направлении.
Увеличивая ежедневно количество движений, доведите их число до 30 в каждую сторону.






Уважаемые родители. Нередко приходится слышать от вас о том, что ребёнок не хочет или не любит читать. Да, действительно, это так. Это не совсем хорошая сторона современного мира. В наше время потерян интерес к чтению и к книгам в частности. Но задумывались ли вы о том, как часто ваш ребёнок видит вас читающим? Вот и я о том-же. Начните с себя. Читайте сами, читайте для детей, читайте вместе с детьми.  
      Ещё позволю вам дать небольшой совет. Не навязывайте ребёнку книги. Пусть даже те, которыми вы зачитывались в детстве. Пусть он сам (но с вашей подсказкой) выберет себе то, что ему понравится. Поверьте, книга выбранная самостоятельно будет прочитана гораздо быстрее и с большим удовольствием. 
      Ну а на тот случай, если всe книги, которые есть в доме перечитаны, вот ссылка на сайт, где можно найти прекрасные литературные произведения, к тому же красочно иллюстрированные. 











Недавно я наткнулась на статьи о воспитании детей в семье. Хотелось бы дать возможность познакомиться  с ним и вам. Читайте, размышляйте, принимайте к сведению.

Несколько десятков простых способов стать ближе к своему ребенку - 1
Говорите своему ребенку:
1. Я люблю тебя.
2. Люблю тебя, не смотря ни на что.
3. Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня.
4. Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя.
5. Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой.
6. Если бы я могла выбрать любого ребенка на Земле, я бы все равно выбрала тебя.
7. Люблю тебя как до луны, вокруг звезд и обратно.
8. Спасибо.
9. Мне понравилось сегодня с тобой играть.
10. Моё любимое воспоминание за день, когда мы с тобой что-то делали вместе.
Рассказывайте:
11. Историю их рождения или усыновления.
12. О том как вы *нежничали* с ними, когда они были маленькие.
13. Историю о том, как вы выбирали им имена.
14 О себе в их возрасте.
15. О том, как встретились их бабушки и дедушки.
16. Какие ваши любимые цвета.
17. Что иногда вам тоже сложно.
18. Что когда вы держите их за руку и сжимаете ее 3 раза, это секретный код, который означает — *люблю тебя*.
19. Какой у вас план.
20. Чем вы сейчас занимаетесь.
Слушайте:
21. Вашего ребенка в машине.
22. Что ваш ребенок рассказывает про свои игрушки, и подумайте, насколько это для него важно.
23. Вопрос, в котором ваш ребенок действительно нуждается вашей помощи.
24. На одну секунду дольше, чем позволяет ваше терпение.
25. Чувства, которые стоят за словами вашего ребенка.
Спрашивайте:
26. Почему ты думаешь это случилось?
27. Как думаешь, что будет если …..?
28. Как нам это выяснить?
29. О чем ты думаешь?
30. Какое у тебя самое приятное воспоминание за день?
31. Как думаешь, какое «оно» на вкус?
Показывайте:
32. Как сделать что-то, вместо того, чтобы запрещать это делать.
33. Как свистеть в травинки.
34. Как тасовать карты, сделать веер/домик.
35. Как резать еду.
36. Как складывать белье.
37. Как искать информацию, когда вы не знаете ответа.
38. Привязанность к вашему супругу.
38. Что заботиться о себе, ухаживать за собой очень важно.
Выделите время:
39. Чтобы понаблюдать за строительными площадками.
40. Чтобы посмотреть на птиц.
41. Чтобы ваш ребенок помог вам готовить.
42. Ходить в какие-то места вместе.
43. Копаться вместе в грязи.
44. Чтобы выполнять задания в темпе вашего ребенка.
45. Чтобы просто посидеть с вашим ребенком, пока он играет.
Порадуйте своего ребенка:
46. Сделайте сюрприз и уберите в его комнате.
47. Положите шоколад в блины.
48. Выложите еду или закуску в форме смайлика.
49. Сделайте какие-то звуковые эффекты, когда помогаете им что-то делать.
50. Играйте с ними на полу.
Отпускайте:
51. Чувство вины.
52. Ваши мысли о том, как должно было быть.
53. Вашу потребность быть правым.
Отдавайте:
54. Смотрите на вашего ребенка добрыми глазами.
55. Улыбайтесь, когда ваш ребенок заходит в комнату.
56. Отвечайте взаимностью, когда ваш ребенок вас касается.
57. Настройте контакт, прежде чем что-то говорить (исправлять), чтобы ваш ребенок действительно вас услышал.
58. Давайте вашему ребенку возможность справится со своим недовольством (гневом, злостью), прежде чем оказать ему помощь.
59. Делайте ванну в конце длинного дня.
60. Выберите сами ваш любимый способ быть добрым к вашему ребенку.

Тибетский принцип воспитания
Никаких унижений и телесных наказаний. Единственная причина, по которой бьют детей – они не могут дать сдачи.
Первый период до 5 лет. С ребенком нужно обращаться "как с царем". Запрещать ничего нельзя, только отвлекать. Если он делает что-то опасное, то сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает прекрасно. В это время закладываются активность, любознательность, интерес к жизни. Ребенок еще неспособен выстраивать длинные логические цепочки. Например, он разбил дорогую вазу. Он не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы. Вы научите его не бить вазы, а подчиняться тому, кто сильнее. Оно Вам надо?
Второй период с 5 до 10. В это время с ребенком нужно обращаться «как с рабом». Ставить перед ним задачи и требовать их выполнения. Можно наказывать за невыполнение (но не физически). В это время активно развивается интеллект. Ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки, вызывать положительное отношение к себе и избегать проявления отрицательного. В это время не бойтесь нагружать ребенка знаниями.
Третий период с 10 до 15. Как воспитывать ребенка в этот период? Как с ним обращаться? Как с равным. Не на равных, а именно «как с равным», так как Вы все равно имеете больше опыта и знаний. Советуйтесь с ним по всем важным вопросам, предоставляйте и поощряйте самостоятельность. Свою волю навязывайте в «бархатных перчатках» в процессе обсуждения, подсказками, советами. Если Вам что-то не нравится, то акцентируйте его внимание на негативных последствиях, избегая прямых запретов. В это время формируется самостоятельность и независимость мышления.
Последний период с 15 лет. Относитесь к нему с уважением. Воспитывать ребенка уже поздно, и Вам остается только пожинать плоды своих трудов.
Какие же последствия может вызвать несоблюдение этих правил?
- Если подавлять ребенка до 5 лет, то Вы подавите его жизненную активность, интерес к жизни, интеллект. Приучите его бездумно и привычно подчиняться грубой силе. Сделаете из него легкую жертву для всякого рода негодяев.
- Если Вы будете продолжать сюсюкать после 5, то ребенок вырастет инфантильным, неспособным к труду и вообще к духовным усилиям.
- Если Вы будете опекать ребенка как маленького после 10, то он вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда могут оказывать нужное влияние.
- Если Вы не будете уважать ребенка после 15, то он Вам этого не простит и уйдет навсегда при первой возможности.

Мысли вслух...
Самый эффективный и надежный способ дать ребенку что-то – обрести это самому. Мы не можем дать нашим детям то, чего у нас нет.
- Хотите вырастить уверенного в себе ребенка – верьте в себя и свои силы.
- Хотите вырастить самодостаточного ребенка – обретайте целостность.
- Хотите вырастить чуткого ребенка – будьте отзывчивы.
- Хотите вырастить любознательного ребенка – интересуйтесь многим.
- Хотите вырастить благодарного ребенка – не ропщите.
- Хотите вырастить честного ребенка – перестаньте лгать.
- Хотите вырастить смелого ребенка – обретайте мужество.
- Хотите вырастить ласкового ребенка – дарите ему и миру любовь.
Мы с вами можем вырастить любых детей. И от осознания открытых перед нами возможностей порой кружится голова, не так ли?